iForum 2013: будущее ближе, чем кажется

Репортаж с iForum 201324 апреля около 7000 человек собрались под крышей киевского МВЦ, чтобы послушать более чем 100 докладчиков на пяти потоках. Мы тоже впечатлились двумя последним цифрами и судорожно выбирали темы докладов, которые совсем не вмещались на А4 даже 10 шрифтом. Это с учетом того, что доклады стартовали в 10:20, а заключительное слово было в 18:20, и нужно было рассчитывать на 8 часов выступлений без перерыва.

Началось все с доклада Александра Ольшанского, президента холдинга Internet Invest Group. Ольшанский говорил о том, как все быстро изменяется, как в мир приходят технологии из фантастических фильмов и становятся обыденной частью нашей жизни. В дальнейшем эта мысль проскальзывала и в докладах других выступающих. На самом-то деле, сенсорные экраны, 3D-технологии, дополненная реальность, робототехника, биткоины – все это было таким далеким в 90-х и стало абсолютно реальным в течение всего десятка лет. Что бы это могло значить? Скорее всего то, что нужно готовиться к переменам постоянно. О том, как готовиться и вообще как быть, читайте далее.

Репортаж с iForum 2013

Первым докладчиком, которого мы пошли слушать, стала Катерина Костерева, управляющий партнер Terrasoft, крупного разработчика CRM-решений. Она считает, что в ближайшие 5 лет простота в технологиях, простота в процессах и коммуникациях навсегда изменят то, как мы воспринимаем мир. Те проекты, которые сегодня направлены на то, чтобы делать жизнь людей проще, выстрелят в ближайшие пять лет. Они дадут клиентам тот продукт или услугу, которые не может дать никто другой. И это решение будет простым. А еще Костерева против инвестиций. По ее мнению, инвестиции – это один из инструментов, но совсем необязательных, и первые  годы точно нужно стартовать без инвестиций. Для того, чтобы почувствовать ответственность за то, что за спиной растущее количество сотрудников, которым нужно платить зарплату и обеспечивать хорошей работой, а впереди – клиенты, перед которыми такая же ответственность. И на мотиве такой фантастической ответственности, когда понимаешь, что у тебя в принципе нет выхода, нет инвестора, нет богатого папы, но есть ответственность перед огромным пулом людей и тебе нужно давать супер-продукт своим клиентам и очень хороший уровень жизни свои сотрудниками. На такой ответственности можно строить бизнес.

Довольно интересным было выступление Александра Федотова из “Ашманов и Партнеры Украина” об Интернет-маркетинге для тех, кто №1. В начале выступления Александр предложил всем задуматься над тем, почему они хотят стать первым номером, а потом перешел к своему рассказу. Федотов считает, что для любого бизнеса есть те важные фишки, которые нужно знать. Например, в цветочном бизнесе нужно знать 5 дат в жизни человека, чтобы к каждой из дат предложить цветы. Узнали фишки – и Вы лидер.

Всех поразили оба выступления Дмитрия Сатина, ведущих юзабилити-специалистов в России, который ныне работает Советником министра связи и массовых коммуникаций РФ. Как не прискорбно, но позиция, занимаемая Дмитрием, значительно отразилась на качестве его докладов. И если прежде все с удовольствием собирались послушать именно Сатина, покинув другие залы, то в этот раз многие разочарованно начали покидать зал, в котором выступал Дмитрий. Почему так? В основном из-за того, что зачем-то (можно догадаться зачем) Сатин привез в Украину доклады о российских законодательных новшествах в онлайн: о введении возможности платить штрафы, получать документы, подавать прошения и прочее в Интернет. Это все замечательно, конечно, только непонятно, зачем оно слушателям из Украины.

46-iforum-2013-report-3

К счастью, все же небольшая часть повествования Сатина содержала рациональное зерно. Дима предложил пересмотреть отношения офлайна и онлайна. «Взять, например, посадочную страницу какого-то офлайнового магазина: люди прошли кучу фильтров, зашли яндекс-маркет, знали, какую торговую марку хотят, и выбрали именно этот магазин, но конверсия все равно не оказалась так высока, как хотелось бы. Ритейлеры жалуются, что просто не могут оптимизировать свою посадочную страницу». Сатин считает, что проблема часто кроется в разрыве между онлайном и офлайном. Вы приходите в отделение банка и видите привязанную к столу ручку. Ручка копеечная, но она привязана, и возникает эмоция: «Этому банку, возможно, я хочу доверить свои деньги, но он мне не доверяет ручку». И абсолютная противоположность такому банку гостиница, в которой будут просто счастливы, если клиент возьмет брендированную ручку. Таких разрывов нужно избегать.

Александр Дзюба, директор по продажам Playtestix, рассказывал о том, как за 5% от бюджета на создание игры улучшить ее на 25%. Александр говорит, что как правило, разработчик вдохновлен своей big idea, создает игру какое-то время, делает пресс-релиз и хочет сразу стать успешным.  Улучшение идет за улучшением, и время, которое было потрачено, сильно превышает запланированное. Как мы можем избавиться от трат времени? Если разделить все время разработки на части, можно выделить два периода — работа в информационном вакууме, когда мы придумали игру, идею, рисуем графику, пишем код, находимся внутри собственного опыта и идей, и только в момент релиза мы выходим наружу и начинаем получать обратную связь, действительно узнаем, что думают об игре те, для кого она задумана. И было бы здорово совместить два периода и вовремя разработки получать обратную связь, что позволило бы вести два процесса параллельно.

46-iforum-2013-report-4

Линию эффективности при небольших затратах продолжил Максим Мошков, программист Газета.ру, Лента.ру, Вести.ру и других новостных изданий. Его доклад об оптимальном использовании ресурсов серверов был настолько полезен и прост в изложении, что хочется его процитировать. «Пока происходит рост сайта плавно и постепенно, можно пинать балду и думать о развитии. Но в это время уже нужно рассчитывать, что могут начаться пики посещений. Сегодня 80 тыс., а завтра опять 30 тыс. И пока было 80 тыс. сайт никто не видел, потому что он лежал. Иногда это просто ссылка на популярном сайте, когда вместо обычной аудитории приходит куча аудитории с улицы. Нельзя забывать и о паразитном траифке – спамоботах, роботах, кросс-ссылках, которые тянут картинки с Вашего сервера.

И плюс, конечно же, нельзя забывать о том событии, ради которого Ваш сайт и делался. Если у Вас новостной сайт, самолеты прилетают на Нью-Йорк, и Вы об этом пишете первым, и к Вам приходит в 6 раз больше пользователей, и снова Ваши сервера лежат. Считайте заранее желаемую аудиторию и посещаемость, чтобы Вам хватило Вашего сервера. Вы можете взять сервер с запасом, а еще лучше иметь какой-то запасной вариант в кармане. Например, когда на Lenta.ru была слишком большая посещаемость, я выключал картинки сервера, сокращая нагрузку в 2 раза, а потом еще выключали cgi-скрипты, сокращая еще в 3 раза. Lenta.ru 10 лет под ряд работала на одном сервере. Решения «давайте дадим много денег и нам сделают все, что надо» в этом деле не работают. Когда покупаете много железа, задумайтесь, сколько Вы готовы платить за работу движка в час, если еще нужно платить зар плату, за трафик».

Облака Максим рекламировать не стал. Но советовал, если уж и использовать облака, то рассчитывать на то, что облако может предоставить любой сервер и в любом количестве, но сервер этот будет обязательно маленьким. Да и софт под облако нужно писать очень специфический. Его нужно изначально рассчитывать как размазанный по многим серверам. Нельзя это сделать для движка, который изначально написан под монолитный сервер.

По какой-то причине в этом году было довольно большое количество докладов о государстве и его роли в регулировании Интернета. Игорь Ашманов рассказывал об информационном суверенитете, а Антон Носик – о собственно регулировании интернета. По мнению Носика, государственное регулирование – абсолютное зло и вред. Поскольку никакие нормальные пользователи не просят государство прийти на Интернет-рынок и начать навязывать свои правила. Потому как государство обычно работает по схеме «мы ничего не знаем, но сейчас все запретим».

46-iforum-2013-report-5

Как бы там ни было, но государство сейчас уже по-видимому осознает насколько значителен для его жизни сегмент интернет-сообщества. И если несколько десятков лет назад с трудом можно было поверить в то, что интернет будет доступен практически всем людям на земле, то сейчас уже можно ожидать того, что жизнь перейдет в виртуальную реальность. А на iforum, рядом с тысячами специалистов в различных сферах IT в это верится еще больше. Мы не беремся говорить, хорошо это или плохо, но уж точно очень интересно.

46-iforum-2013-report-6