Зроблено в Україні: чтобы в стране было жить хорошо

Бывают такие люди, при мысли о которых как-то хорошо и терпко на душе становится. А вот, оказывается, не только люди такие бывают, но и проекты. Я не верю в объективность. Поэтому совершенно субъективно хочу сказать, что я горжусь поднятием национального духа в Украине. И все реальные действия в направлении улучшения жизни в нашей стране меня очень радуют. Эти эмоции сработали, когда я в первый раз увидела проект-каталог украинских производителей у знакомой в новостях Вконтакта. А потом оказалось, что люди, которые запустили проект «Зроблено в Україні», живут в Харькове и у нашего менеджера есть их контакты.

Зроблено в Україні

С ребятами уже многие проводили интервью и многие спрашивают одно и то же. Но вдруг все-таки вышло так, что я узнала что-то новое. В любом случае, эта история – отличный повод вдохновиться всем, кто работает в Украине, и ждет, когда все станет по-новому, потому что по-новому можем сделать только мы сами.

Так вот, речь пойдет о проекте, основная идея которого – оповестить людей о существовании украинских производителей и сделать бесплатный человеческий каталог, в котором можно будет найти те товары, которые делают у нас.

Дальше мой разговор с Леной, автором проекта:

– как вы решились запустить такой проект?

– сначала собирались ссылки и разбивались по категориям. Потом в соцсетям начали появляться группы и народ активно реагировал, но все это было неупорядоченно. И получалось, что либо нужно шарить файлик на всех, в котором будут собраны все производители, либо делать сайт.

– когда начинали, сами набивали костяк производителей?

– когда мне согласилось помочь с проектом еще два человека, у меня уже был файлик с 9 категориями и в каждой из них было до 10 производителей. Нужно было набить минимальную базу, чтобы не давать людям пустой каталог. После друзья и друзья друзей начали кидать друг другу ссылки, производители начали писать комментарии и просить разместить их в каталоге. Однажды я проснулась, а у меня куча сообщений на телефоне: «Елена, это успех, вас пиарит Майкл Щур». В этот день было около 8 тыс. переходов, масса вопросов, предложений и критики. Тут же прибежали производители и началась даже небольшая истерика. Каждый хочет попасть пораньше. Хотя у нас есть план, и соответственно, кто раньше пришел, тот раньше будет внесен в каталог. Но и после этого появилась услуга экспресс-добавления, которая стоит 100 грн. Это небольшие деньги, особенно для производителей, у которых нашлись деньги, чтобы зарегистрировать торговую марку. Хотя находятся и те, для кого 100 грн. – миллиарды. Они сделали свой сайт 10 лет назад, не обновляют и не развивают его, ждут, пока к ним придут покупать. Мы их конечно добавляем по очереди, но не спонтанно, не с подходом бегом начали добавлять всех.

– работает кнопка «помочь проекту»?

– да, присылают иногда. Бывает 50 грн., даже пару раз было 100. Но совсем не каждый день, и это совершенно не суммы, за которые можно жить. Эти деньги частично покрывают рекламу и какие-то наши издержки по проекту. Но все равно это приятно, что люди хотят помочь. И денег мы брать не за что больше не собираемся. Навязывать кому-то платное пользование каталогом – это бред. Плюс проект приносит удовольствие и как-то его монетизировать нет желания. Сейчас бы для начала его набить информацией.

– а насколько большой список тех, кого еще нужно добавить?

–  сейчас в очереди где-то 400 производителей стоит.

– по какому критерию вы добавляете? Только тех, у кого есть сайт или присутствия в соцсетях достаточно?

– мы добавляем тех, у кого есть сайт. Потому что 21 век на дворе и это просто не смешно уже, если они не хотят показываться в сети, то зачем клиентам такие компании. Тех, кто есть в соцсетях тоже добавляем, потому что это хотя бы что-то: общение с покупателями, фото товара. Люди сейчас готовы покупать, так покажите им хотя бы, где это можно сделать. К примеру, если у вас сайт-визитка, хорошо добавить ссылки на интернет-магазины, в которых продаются товары.

– как отсеиваете именно украинских производителей? Есть же совместные производства.

– у нас совместные компании представлены, но добавляю я их со скрипом. В основном это западный капитал, и деньги все уходят на запад. Хорошо, что они хотя бы создают рабочие места. А так проверяем где именно находится производитель, где он зарегистрирован.

– вы как-то писали, что хотите развивать тех, у кого старые сайты, и помогать тем, у кого сайтов вообще нет. Делали что-то в этом направлении?

– если производитель адекватный, нормальный, то стараемся аккуратно разговаривать и подводить к тому, что сайт никуда не годится. Потому что не будешь же кричать: «срочно! Редизайн!» Когда люди понимают, – это хорошо. Бывают сайты, на которых ничего нельзя найти, есть те, в которых новости не обновляются, есть музыкальные сайты. На такие заходишь и сразу складывается впечатление, что производителя и вообще уже нет. Многие почту подняли на домене, и даже не проверяют ее, и новости писались 2 года назад, непонятно, на что они рассчитывают.

– кто чаще приходит: производители или пользователи?

– пользователи. Прошло пару недель после запуска и люди начали присылать такие же списки, как я собирала. Мы их разбираем и ставим в очередь. Потом мы, конечно же сами находим. Естественно, я сейчас уделяю огромное внимание продукции в супер-маркетах. Если увидите тетку, которая озабоченно бегает по магазину от полочки к полочке и читает выходные данные и фоткает, это могу быть я. И производители приходят в последнюю очередь.

– наши производители вообще заявляют о себе как об украинских?

– очень часто боятся. Особенно производители одежды для взрослых. Выдумывают странные названия и стараются не рассказывать о том, что они работают в Украине и для Украины. Есть миф, что украинская продукция некачественная. И его может развеять только сам производитель, только он может показать, что его продукция качественная, и в большинстве случаев дешевле. Но есть проблема и со стороны нашего населения. У нас люди привыкли к тому, что условно бренд может стоить 2 тысячи гривен, и они не готовы к тому, что наш бренд может стоить таких денег, даже при условии, что товар по качеству сопоставим. Я всем в пример привожу одну мастерскую, делают галантерею, так вот у них есть дорожные сумки из кожи, стоят около 3к грн. Все округляют глаза, когда узнают цену. В свою очередь, забывая, что такое дорожная сумка из кожи, и что она никак не может стоить 500 грн. Плюс почему за скрупулезный дизайнерский труд человек не имеет права получить адекватную оплату труда?

А еще вопрос в том, что часто производитель уходит в тень. К примеру, какая-нибудь отличное швейка, а их продукция NO name или Adidos.

– но это же проблема не только производителя, но и страны?

– кормить коррупцию, а потом плакаться, что ничего не делается без денег, – это тоже странно. Есть примеры предпринимателей, которые запустили бизнес без взяток и продолжают работать. Понятное дело, что нужно было вложить время, но это реально может помочь.

– какие еще проблемы есть у производителя, кроме коррупции?

– очень сложно еще зайти в крупные супер-маркеты. Оказывается, в больших городах маркеты берут очень большие суммы, чтобы товар кого-то нового на рынке появился рядом с известными брендами. И есть производители, которые из-за этого продают в свой товар в области, а в областном центре – нет.

– что будете делать с проектом дальше?

– мы не так уж давно начали. Прошло 4 месяца, энтузиазма много. И работать есть над чем, особенно над специфическими категориями, как то туристические товары, спец одежда или товары для животных.

Такая вот история. И, не буду долго говорить, но просто теперь сильнее верится, что все будет хорошо. Надеюсь, вам тоже)

Да прибудет с нами сила,

Мария Власенко, контент-маркетолог VPS.ua

Marizil