iForum 2014. Как жить во времена перемен

Когда решала, ехать ли на iForum в 2014 году, первое, на что я обратила внимание в программе, было наличие взаимосвязи экономической и политической ситуации с ветками форума. Были заявлены темы: IT и майдан, антикризисные программы, как заработать денег, когда их ни у кого нет. Стало интересно, а будут ли доклады соответствовать тому, о чем сказано в программе. И, да! Организаторы в целом не разочаровали выбором докладчиков. Было очень много соответствующего событиям и действительности, будто многие реально взглянули на вещи и восприняли их наконец-то всерьез. Это ощущение появилось начиная с выступления руководителя Громадського ТВ Романа Скрыпина, продолжилось на заявлении Сереги (да, того самого певца), который совершенно честно признал, что музыкантам нужно не бороться со свободным распространением своих записей с интернете, а наоборот искать эти пути, чтобы те, кто захочет, смоги их потом купить, и укрепилось на чудесном мастер-классе от Ольги Горенко. А теперь обо всем этом понемногу.

IForum 2014

Почему Громадське ТВ за 6 месяцев собрало 1 млн. гривен?

Большинство жителей Украины если и не видели, то хотя бы слышали о канале на YouTube с небольшим количеством довольно дерзких журналистов, у которых нестандартный подход к съемкам, ведению эфира и общению в целом. Канал абсолютно отличается от того, что было раньше. Без рекламы каждый час, без обработанных и поданных на блюде сюжетов, но с живым и прямым общественным диалогом. Похоже, это именно то, чего так не хватало людям, при чем с абсолютно простой реализацией: прямой эфир на YouTube. Никто не ожидал, что наберется столько аудитории, желающей смотреть и говорить, и что получится собрать столько денег. Чтобы понять, как так вышло, предлагаю почитать кусочек прямой речи идейного руководителя Громадського (в оригинале речь была на украинском, перевели на русский, чтобы все смогли прочесть):

«Громадське ТВ – это просто домен , который появился 2012 в виде идеи как сделать медиа чуть ли не в партизанский способ, для того чтобы не обращаться в Совет по радиовещанию, потому что лицензию никто не даст, и как сделать так, чтобы финансирование не проходило через олигархов, а проводилось людьми. И здесь возникал вопрос о том , насколько способна украинская аудитория в краудфандингу. Решение по этому вопросу такое: две трети нашего бюджета – это финансирование через краудфандинг, то есть это деньги, собранные через зрителей. И это немало, потому что одна треть – это гранты. Гранты – это такая вещь , которая вам не обеспечивает ничего, кроме определенных зависимостей во времени от грантодателей, которые могут передумать и вообще не дать вам деньги. Но несмотря на успех в краудфиндинге в результате проведенной работы можно сказать, что мы собирались выехать на мерседесе, а выехали неизвестно на чем и едем дальше.

Многим кажется , что телевидение – это какие-то большие пространства , техника и большая команда , но современный человек должен понимать, что у вас есть скайп , веб-камеры и телефоны. Все это – уже телевидение. Этот момент и был выпущен из внимания медиа-рынком и властью, которая пыталась и дальше пытается все контролировать.

Когда мы начинали , мы не рассчитывали на 22 ноября. Люди считают, что мы что-тознали, что это какая-то спецоперация, но мы ничего не знали в действительности .

Когда мы начинали, никто не мог нам рассказать об аудитории. Социологи не могли ничего сказать даже о степени проникновения в общество интернета. А мы собирались распространять продукт в интернете и не знали, как быстро могли дойти до зрителя. Конечно , мы не рассчитывали на глухую деревню, но насколько гибкой являлась наша аудитория и насколько это благоприятная почва, мы не знали.

Довольно долго проходила дискуссия относительно названия “Громадське”, поскольку принимая это название мы выражали определенный протест относительно того , что государство не может создать такое медиа в течение 23 лет. К тому же , это социальная ответственность.

Скрыпин

Я не без гордости могу сказать , что это уникальный случай создания в мире общественного медиа снизу. Это не делает государство, парламент или правительство. Это делают журналисты и народ Украины и между нами нет посредников. И это тоже опыт, который нами взят, потому что капитализация проекта – это доверие зрителя. Здесь уже начало создаваться гражданское общество. Да, оно размазано по всей стране , но оно уже есть. Поэтому по регионам уже существуют такие же социальные медиа , которые также называются общественным и копируют нас. Они поставили два стола и считают , что где-то позади должны ходить люди и надо им что-то говорить в эфире. Они не понимают, что это просто недостатки производства. Некоторое время мы хотели убрать это недостаток, но потом поняли, что он показывает, что мы тоже живые люди.

Я не устаю повторять установку канала BBC : «если бы вы спросили , чем должен руководствоваться журналист во время своей работы , то я бы сказал здравым смыслом и собственным опытом».

В начале мы представляли себе, как однажды лет через 5-7 тетя Валя скажет своей подружке , что оси смотри , это же из Громадського. Но никогда не думали , что это произойдет так рано. Я рассчитывался за парковку, проезжая городок Форум, и мне из окна женщина говорит : «Громадське? » , Я ей говорю : « Я Вам должен 7 гривен» , а она мне: «нет , это я Вам должна » и дает 50. И тут я понимаю , что аудитория реально не является исследована . Мы не понимаем , каким образом мы попадаем к людям , которых мы не считали своей целевой аудиторией вообще. Оказалось, что аудитория не просто воспринимает тебя как продукт, она видит, врешь ты или нет, она хочет быть услышанной. Оказалось, что много для этого не надо. Для этого есть скайп, и нам постоянно звонят разные люди.»

Как надрать зад пингвину Гугла?

Естественно, на форуме обсуждались не только социальные и общественные проекты, но и более приземленные темы, например, тема попадания под фильтр гугла. Пингвин – это кодовое название алгоритма, который был запущен поисковой системой Google для того, чтобы уменьшить накрутку ссылок. Он наказывает тех, кто неестественным способом продвигает свой сайт.

Краткая инструкция от Виктора Карпенко из SeoProfy на случай, если вас наказали:

1.                  Проверяем обратные ссылки и анкор-лист. Когда большое количество ссылок с других сайтов с коммерческим текстом идет на ваш сайт, это плохо. Это основной сигнал для штрафа.

2.                  Смотрим на динамику ссылок. Если вы только начали продвигать свой сайт и сразу заняли топовые позиции, то скорее всего вы попадете под фильтр. Смотрим, есть ли уведомления от гугла, пишем запрос на пересмотр. Раньше работал запрос на пересмотр, который давит на жалость. Сейчас этого делать не стоит, нужно четко описать ситуацию, и спросить, что дальше делать.

3.                  Если получаем негативный ответ, пишем запрос на пересмотр и руками обрабатываем ссылки. Основная логика: нужно потратить немного времени и посмотреть все вручную. Иногда фильтры снимаются не сразу.

4.                  Набираем качественные ссылки. Не те, которые стоят подороже, а полученные естественным способом.

Если что, по ссылке более подробная инфоргафика по этим вопросам.

Естественно, это далеко не все, что было. Но уже получилось так много текста, что будет круто, если у многих получится его осилить. А вообще, еще остались записи нескольких докладов (о партнерском маркетинге, о новых технологиях в стартапах и рисках). Если захотите, напишу и о них.

To be continued…

 

Всем бобра и летающих сайтов,

Мария Власенко, контент-маркетолог VPS.ua

Marizil