Перед выходом в продажу или, как говорится, в релиз, все новые услуги или продукты должны быть тщательно протестированы. Тестирование состоит из 3 основных этапов. Это альфа-тестирование, бета-тестирование и «выход в свет». Каждый из этапов важен по-своему и, если нарушить данную цепочку и выкинуть хотя бы 1 этап, то в результате клиенты, которые получают услугу, имеющую массу ошибок, будут, мягко говоря, недовольны.
Давайте теперь остановимся на каждом этапе и ознакомимся с его деталями более подробно.
Из чего состоит альфа-тестирование
Руководство компании решает предоставлять какую-либо новую услугу, затем происходит её установка и настройка, оптимизация под будущих клиентов. Весь этот процесс называется альфа-тестированием. Альфа-тестирование – это этап тестирования, которое выполняется сотрудниками компании. Они занимаются установкой и базовой настройкой, отладкой программного обеспечения новой услуги. В это же время текущие клиенты уведомляются о том, что в скором времени произойдет запуск новой услуги.
После того, как услуга была базово настроена, выполняется непосредственное тестирование сотрудниками. То есть ставятся различные задачи, которые должны быть выполнены. В результате не должно возникнуть сбоев и отказов.
Как показывает практика, наибольшее количество сбоев, ошибок, глюков возникает именно в этот период альфа-тестирования. Сотрудники анализируют результаты, проводят консультации с разработчиками услуги и пытаются решить совместными усилиями все недочеты, которые возникают. Именно по этой причине, во время массовых уведомлений клиентам не сообщается точная дата выхода услуги в бета-тестирование, поскольку могут возникнуть очень серьёзные ошибки, которые влияют на запуск услуги. В конце концов, все замеченные ошибки должны быть устранены.
Во время альфа-тестирования пишется внутренняя документация для сотрудников, которые будут следить за работой новой услуги в будущем и документация (статьи и прочие руководства) для будущих клиентов, чтобы у них была возможность работать с новой услугой максимально комфортно. Происходит оптимизация внешнего вида нового продукта, он же интерфейс. Например, программное обеспечение может быть на английском языке и это создаёт большую трудность для работы с услугой клиентам, если они не владеют данным языком. Возникает задача перевода всего интерфейса под определенную языковую среду. Это также занимает большое количество времени.
Компании, кстати, могут сэкономить на этом деньги и время и перевести всё с помощью машинного перевода. В результате, перевод будет настолько нелепым, что ошибок там будет ещё больше и будет проще разобраться с оригинальным языком, чем с переводом. Но компании, которые ценят свою репутацию и клиентов, наймут профессиональных переводчиков и дадут им достаточно времени, чтобы перевод был максимально качественным и эффективным. Также новый продукт настраивается для взаимодействия с существующими продуктами и услугами, например, с основной расчетной системой и т.д.
После этого долгого этапа альфа-тестирования, когда все найденные ошибки были устранены и услуга была оптимизирована для взаимодействия с другими продуктами компании, её можно перевести в бета-тестирование.
Этапы бета-тестирования
Бета-тестирование – это тестирование, которое проводится уже клиентами, но доступ к нему может быть открыт только определенному кругу лиц. То есть клиенты записываются на тестирование новой услуги компании. Компания, со своей стороны, предоставляет им доступы для тестирования совершенно бесплатно и может предоставить ещё какие-либо бонусы. Клиентов, которые принимают участие в бета-тестировании, называют бета-тестерами.
Для тестирования они могут использовать документацию, которая была создана для них во время альфа-тестирования, но, в основном, их задача заключается в том, чтобы полноценно воспользоваться услугой. Если возникают какие-то ошибки или сбои, то бета-тестеры уведомляют об этом сотрудников компании и максимально подробно описывают ошибки и действия, в результаты которых они возникли. Таким образом создаётся обратная связь между компанией и бета-тестерами. В ходе этой связи устраняются новые ошибки, оптимизируется работа услуги в лучшую сторону.
Сотрудники компании не только ждут уведомления от бета-тестеров, но и сами тщательно продолжают анализировать работу услуги в целом. Проводят мониторинг стабильности системы и инфраструктуры, всё также проводят диалог с разработчиками, если нужно устранить какой-либо серьёзный сбой. Также документация увеличивается в своем объёме для клиентов.
Иногда бета-тестеры находят очень серьёзную ошибку, например, уязвимость в безопасности услуги. В результате личные данные клиентов могут быть доступны 3-им лицам, и устранение ошибок такого рода может занять много времени. Из-за этого период бета-тестирования также может задержаться на неопределенный срок, так как не все ошибки или сбои могут быть устранены с помощью сотрудников компании, а может потребоваться модификация программного кода разработчиками. В результате может выйти новый патч, обновление или новая версия услуги в целом, что также может нарушить все настройки и оптимизации, которые были сделаны до этого и процесс бета-тестирования продлится ещё какое-то время.
В итоге услуга должна быть максимально протестирована, стабильна и качественно настроена для полноценного «выхода в свет». После этого компания открывает доступ для бета-тестирования всем желающим, и каждый может протестировать услугу. В период открытого бета-тестирования услуга максимально приближена к полноценной работе, но, обычно, еще вносятся мелкие правки. Как и ранее, сотрудники компании анализируют работу продукта и передают отчеты руководству. Если услуга работает стабильно и ошибок более нет, то период открытого бета-тестирования закрывается и услугу переводят в штатный режим, она становится доступной для продажи.
Основная разница между штатным режимом и бета-тестированием в том, что во время бета-тестирования, услуга не является ещё финальной версией. Некоторый функционал новой услуги может не работать. Более того, компания допускает, что может возникнуть сбой, который устранить сразу же может не получиться. Когда же услуга работает в штатном режиме, то компания гарантирует качественный и бесперебойный режим работы услуги и отвечает за это.
Именно поэтому альфа-тестирование и бета-тестирование очень важны, в первую очередь, для клиентов, так как они будут уверены в том, что приобретают уже качественный продукт.