Все происходящее в жизни Украины за последние несколько месяцев произвело эффект взорвавшейся бомбы в умах действующей власти. И на этой волне она решила по-быстрому все уладить с помощью одного из легко доступных методов – принятия соответствующего закона, который «все решит». 16 января новостные агентства трубили о том, что Верховная рада вручную за одну минуту проголосовала за проект «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» и процессуальных законов о дополнительных мерах защиты безопасности граждан», который внес весомые коррективы в возможности осуществления контроля за распространителями «противозаконных» точек зрения. 18 января этот проект был подписан Президентом, сегодня опубликован и завтра, 22 января 2014 года, вступит в силу. Поскольку он затрагивает Интернет-сообщество, и, в том числе, нашу компанию как хостинг-провайдера, и наших клиентов, хочется поговорить об этих самых его частях и их вероятных последствиях.
Начнем с самой значительной в этом контексте части изменений, которую смело можно назвать сотворением Роскомнадзора в Украине. Ко всем прочим полномочиям Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации (далее – НКРСИ), добавилось такое: она принимает решение об ограничении доступа абонентов операторов телекоммуникаций к ресурсам сети Интернет, через которые осуществляется распространение информации, распространение которой противоречит закону, или через которые осуществляется деятельность информационного агентства без предусмотренного законом свидетельства о государственной регистрации информационного агентства , и о восстановлении такого доступа при удалении указанной информации, получения свидетельства или отмены решения, на основании которого доступ был ограничен. Из большого количества слов стоит выделить такие слова как «ограничение доступа» и «противоречит закону». Ничего не напоминает?
На этом месте, как и всегда, возникает 100500 вопросов. Потому что как это будет происходить и к кому пойдут – к Интенер-провайдерам или к хостерам – пока непонятно. По факту хостеры пользуются телекоммуникацией в качестве канала, но определение телекоммуникаций, приведенное в одноименном Законе, с определением хостинга несколько не совпадает. А определение таково: телекоммуникации – передача, излучения и / или прием знаков, сигналов, письменного текста, изображений и звуков или сообщений любого рода по радио, проводным, оптическим или другим электромагнитным системам.
Кто бы не был здесь наковальней, промежуточному звену в виде распространителей противозаконной информации явно перепадет. Как будет перепадать, немного описано в законе с изменениями. Будет некий эксперт, принимающий решение о том, противоречит ли информация закону. Дальше НКРСИ на основании решения этого эксперта будет принимать свое решение об ограничении доступа абонентов операторов телекоммуникаций к ресурсам сети Интернет, через которые распространяется эта информация. Весь этот процесс будет осуществляться согласно порядка, установленного КабМином, которого еще нет в природе.
Следующая новелла закона: ресурсы, смахивающие на информационные агентства, должны будут получить гос регистрацию. Цитирую норму закона от 16 января: «Лица, осуществляющие деятельность информационного агентства с распространением продукции информационного агентства через ресурсы сети Интернет и не имеют свидетельства о государственной регистрации информационного агентства как субъекта информационной деятельности, в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона обязаны получить такое свидетельство или прекратить соответствующую деятельность». То есть все, кто собирает, обрабатывает, создает, хранит, готовит информацию к распространению, выпускает и распространяет ее в Интернет, должен зарегистрироваться или прекратить свои незаконные действия. В этом же законе определено, что не относится к деятельности информационных агентств. Она не относится, если: дублирует зарегистрированное в установленном порядке печатное средство массовой информации; осуществляется субъектами властных полномочий на своих официальных сайтах; осуществляется предприятиями, учреждениями или организациями касательно своей собственной деятельности; осуществляется субъектами предпринимательской деятельности, которые распространяют информацию о своей продукции или услуги с целью их реализации; осуществляется лицами на несистематический, непрофессиональной основе и без цели предоставления информационных услуг. Похоже, тут проще было сказать о том, что не относится, чем о том, что является информационной деятельностью. Систематичность, профессиональность и даже цель предоставить инфо услуги – оценочные понятия. А все, что можно оценить по-разному, определяется так, как нужно оценщикам. В целом, очень похоже на повод урезать огромное количество источников информации в Интернет.
И третье значительное: распространение экстремистских материалов в Интернет будет уголовным преступлением. Согласно определения, данного в Законе от 16 января, экстремистской деятельностью является изготовление, хранение с целью сбыта или распространения, а также сбыт или распространение экстремистских материалов, в том числе через средства массовой информации, Интернет, социальные интернет-сети, использования или демонстрации экстремистских материалов перед массовым собранием людей, в том числе на собраниях, митингах, уличных походах, демонстрациях, публичные высказывания или призывы экстремистского характера, а также финансирования указанных действий или иное содействие их организации или осуществлению, в том числе путем предоставления информационных услуг, денежных средств, недвижимости, учебной, полиграфической или материально – технической базы, телефонной, факсимильной или других видов связи. Определения того, что такое экстремистские материалы, в законодательстве нет. Но здесь можно обойтись и теми деяниями, которые относятся к экстремизму. А это: действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя или на захват государственной власти; посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины; диверсия; террористический акт; публичные призывы к совершению террористического акта, создание террористической группы или террористической организации, содействие совершению террористического акта, финансирование терроризма, создание не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований; групповое нарушение общественного порядка, массовые беспорядки; призывы к совершению действий, угрожающих общественному порядку. В общем, здесь тоже все ясно.
Отследить судьбу и ознакомиться с законом, о котором шла речь в этом обсуждении, можно на сайте Верховной Рады. Здесь, в отличие от многих других случаев, делать выводы явно не рано. Варианты дальнейшего развития событий настолько разнообразны, что предсказать их практически приравнивается к прогнозу погоды на месяц. Пока что явно видны попытки создать в Украине аналог Роскомнадзора и получить контроль над неконтролируемым потоком новостей в Интернет. В целом, к этому все и шло. Не только у нас, но и во всем мире гос органы периодически производят подобного рода манипуляции. Правда, в контексте существующей политической ситуации они выглядят как предсмертная агония, но это уже не наша тема.
Юрист компании VPS.ua
Мария Власенко